Советы по Windows (часть 5) - ОС и разработчик - Shelek
Сегодня я познакомлю вас с выводом bitmap на экран.
В WinAPI место куда выводится графика внутри окна называется device context (далее контекст).

Вначале создадим приложение воспользовавшись Wizard-ом и выберем вариант Win32 application. Внутри следующего шага выберем Typical Hello Word Application.
Результатом будет один .cpp файл называемый по имени программы у меня bitmap.cpp, а программа bitmap.

Во вкладке Class View можно видеть список функций. Одна из них WndProc как раньше писалось, занимается обработкой сообщений, приходящих к программе (окну).

Посмотрим на код отвечающий за обработку WM_PAINT.
Код:
case WM_PAINT:
hdc = BeginPaint(hWnd, &ps);
// TODO: Add any drawing code here...
RECT rt;
GetClientRect(hWnd, &rt);
DrawText(hdc, szHello, strlen(szHello), &rt, DT_CENTER);
EndPaint(hWnd, &ps);
break;

Как видите для рисования на окне сначала получаем контекст окна hdc, затем DrawText рисует в окне заданный ранее текст.

Уберем строчки которые нам будут не нужны:
Код:
// TODO: Add any drawing code here...
RECT rt;
GetClientRect(hWnd, &rt);
DrawText(hdc, szHello, strlen(szHello), &rt, DT_CENTER);
Перейдем в папку ресурсов Resource View и там создадим Bitmap заготовку. Для этого выберем пункт Insert Bitmap после добавления появится квадратик пустой картинки я ее закрасил зеленым цветом и ничего больше не менял для нашего теста вполне подойдет.

Далее создадим не просто программку шлепающую на экран картинку статичеси а попробуем до конца поняв систему контекстов, создать бегающую по экрану картинку за курсором мышки

Для этого создадим структуру:
Код:
typedef struct __BMPSTR
{
int left; //Координаты левого верхнего
int up; // угла
HBITMAP hBmp; // Витмапка

} BMPSTR;

BMPSTR strBmp; // Сама структура
Следующее действие понять какие нам понадобятся контексты, дабы картинка не моргала при продвижении.

В качестве обычного вывода хватит одного, так как при обновлении экрана можно его полностью стирать. Однако в связи с кратковременным отсутствием картинки наш взгляд воспринимает это как мелкое мерцание бегущее сверху вниз по картинке.

Для того, что бы этого не было, экран должен менять свое состояние с наличия картинки в предыдущем месте на наличие ее в другом, новом, месте экрана как в кино или мультфильмах.

Для этого нам понадобятся 3 контекста:
Код:
HDC hFree_dc; // Первый полностью пустой как стартовый экран
HDC hBmp_dc; // Контекст с картинкой для вывода
HDC hMain_dc; // Буферный
Так же нам понадобится флаг первого запуска.
Код:
BOOL FirstTime = true;
И несколько буферных HBITMAP переменных.
Код:
HBITMAP temp_free,temp_bmp,temp_main;
//HBITMAP для хранилища буферного экрана.
HBITMAP common;
Для удобства я все их сделал глобальными, хотя некоторые можно было сделать и локальными.

Опишите все эти данные в самом верху cpp файла и мы перейдем к нашему алгоритму.

* При старте программы мы должны создать пустой экранный слепок hFree_dc.
Затем добавить к нему созданную картинку от пустого экрана и связать их.
В технологии рисования под windows каждый контекст обязан быть связан с битмап отображением своего содержимого. На деле он является обычным контейнером в котором содержится bitmap.
* Создать и загрузить нашу картинку и связать ее с контекстом hBmp_dc.
* Задать координаты стартового положения картинки и вывести ее на экран.

По алгоритму windows сообщение WM_PAINT приходит к окну тогда , когда происходит необходимость его подрисовки.
Т.е. каждый раз когда область окна изменилась, или была перекрыта, свернута и требует отрисовки мы тоже должны при обработке сообщения WM_PAINT нарисовать заново нашу измененную область
В такие глубины как определение измененной области и работу с ней мы делать не будем, а займемся обновлением каждый раз всего экрана.

С самого начала в InitInstance мы загрузим и организуем нашу картинку.
Код:
strBmp.left=10; // Стартовые координаты
strBmp.up = 10;

// Загрузка из ресурсов картинки
strBmp.hBmp = LoadBitmap(hInst,MAKEINTRESOURCE(IDB_BITMAP1));
// Проверка иначе программа не запустится
if (strBmp.hBmp == 0) return FALSE;


В обработчик WM_PAINT включим код первой инициализации:
Код:
hor = GetDeviceCaps(hdc, HORZRES);
ver = GetDeviceCaps(hdc, VERTRES);
Это определим размеры экрана
Код:
if (FirstTime)
{
//Создадим два контекста совместимых с нашим контекстом окна
//для пустого экрана и для нашей картинки
hFree_dc = CreateCompatibleDC(hdc);
hBmp_dc = CreateCompatibleDC(hdc);
// Создадим пустую bitmap структуру для hFree_dc
common = CreateCompatibleBitmap(hdc,hor,ver);
// Свяжем ее с hFreeDC;
temp_free = (HBITMAP)SelectObject(hFree_dc,common);
При этом мы запоминаем в промежуточный HBITMAP возвращаемое значение от SelectObject дабы помнить чистый вид контекста, который потом придется освобождать.
Код:
//Связываем нашу картинку с ее контекстом
temp_bmp = (HBITMAP)SelectObject(hBmp_dc,strBmp.hBmp);
//Рисуем из нашего реального экрана его отображение на наш
//внутренний пустой буфер
// Если этого не сделать то экран остается черным
BitBlt(hFree_dc,0,0,hor,ver,hdc,0,0,SRCCOPY);
FirstTime=false; // Инициализация окончена больше в эту
//секцию не входим.
}
Вы спросите почему бы нам не сделать инициализацию в InitInstnce, а надо выкручиваться с флагом? Вы правы, можно и нужно делать все инициализации в стартовых функциях, но в данном случае нам нужен уже готовый и сформированный контекст экрана, который появляется при первом вызове WM_PAINT.

Если весь предыдущий код перенести в InitInstance то мы получим картинку экрана отражающую область десктопа в момент подъема запуска программы, т.е. пустой контейнер основного экрана.

Далее
Начнем вывод на экран.
Код:
HBITMAP temp_in;

//Создаем контекст
hMain_dc = CreateCompatibleDC(hdc);
//Создаем временную картинку
temp_in = CreateCompatibleBitmap(hdc,hor,ver);
// Связываем их
temp_main = (HBITMAP)SelectObject(hMain_dc,temp_in);
//Выводим пустой экран на наш буферный экран
BitBlt(hMain_dc,0,0,hor,ver,hFree_dc,0,0,SRCCOPY);
//Выводим в нужное место в буфер нашу картинку
BitBlt(hMain_dc,strBmp.left,strBmp.up,47,47,hBmp_dc,0,0,SRCCOPY);
// Выводим буферный экран на основной экран в программе
BitBlt(hdc,0,0,hor,ver,hMain_dc,0,0,SRCCOPY);
// Уничтожаем буферные объекты
// Высвобождаем bitmap от контекста (вот тут пригодилась наша
// временная переменная)
SelectObject(hMain_dc,temp_main);
//Уничтожаем контекст
DeleteDC(hMain_dc);
// Уничтожаем bitmap объект
DeleteObject(temp_in);
Вот собственно и все.

Однако остается еще привязка к мышке.
Для этого необходимо динамически менять координаты окна в зависимости от координат курсора мышки на экране.

Для отслеживания ее движения можно и нужно использовать WM_MOUSEMOVE
Код:
case WM_MOUSEMOVE:

strBmp.left = LOWORD(lParam); // x координата мышки
strBmp.up = HIWORD(lParam); // y координата мышки
// Запрос на обновление экрана в момент изменения
//положения мышки
InvalidateRect(hWnd,NULL,FALSE);
// Параметр NULL говорит, что обновлять весь экран,
//а параметр FALSE о том, что не надо стирать старое
//содержимое, а надо просто вызывать WM_PAINT.
break;
И напоследок при выходе из программы надо уничтожить все глобальные объекты:
Код:
case WM_DESTROY:

SelectObject(hFree_dc,temp_free);
SelectObject(hBmp_dc,temp_bmp);
DeleteObject(common);
DeleteObject(strBmp.hBmp);
DeleteDC(hFree_dc);
DeleteDC(hBmp_dc);

Весь код программы приведен ниже:
Код:
// bitmap.cpp : Defines the entry point for the application.
//

#include "stdafx.h"
#include "resource.h"

#define MAX_LOADSTRING 100

typedef struct __BMPSTR
{
int left;
int up;
HBITMAP hBmp;

} BMPSTR;

BMPSTR strBmp;

BOOL FirstTime = true;
HDC hFree_dc;
HDC hBmp_dc;
HDC hMain_dc;

HBITMAP temp_free,temp_bmp,temp_main;
HBITMAP common;

// Global Variables:
HINSTANCE hInst; // current instance
TCHAR szTitle[MAX_LOADSTRING]; // The title bar text
TCHAR szWindowClass[MAX_LOADSTRING];// The title bar text



// Foward declarations of functions included in this code module:
ATOM MyRegisterClass(HINSTANCE hInstance);
BOOL InitInstance(HINSTANCE, int);
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND, UINT, WPARAM, LPARAM);
LRESULT CALLBACK About(HWND, UINT, WPARAM, LPARAM);

int APIENTRY WinMain(HINSTANCE hInstance,
HINSTANCE hPrevInstance,
LPSTR lpCmdLine,
int nCmdShow)
{
// TODO: Place code here.
MSG msg;
HACCEL hAccelTable;

// Initialize global strings
LoadString(hInstance, IDS_APP_TITLE, szTitle, MAX_LOADSTRING);
LoadString(hInstance, IDC_BITMAP, szWindowClass, MAX_LOADSTRING);
MyRegisterClass(hInstance);

// Perform application initialization:
if (!InitInstance (hInstance, nCmdShow))
{
return FALSE;
}

hAccelTable = LoadAccelerators(hInstance, (LPCTSTR)IDC_BITMAP);

// Main message loop:
while (GetMessage(&msg, NULL, 0, 0))
{
if (!TranslateAccelerator(msg.hwnd, hAccelTable, &msg))
{
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
}

return msg.wParam;
}



//
// FUNCTION: MyRegisterClass()
//
// PURPOSE: Registers the window class.
//
// COMMENTS:
//
// This function and its usage is only necessary if you
//want this code to be compatible with Win32 systems prior
//to the 'RegisterClassEx' function that was added to
//Windows 95. It is important to call this function
//so that the application will get 'well formed' small icons
//associated with it.
//
ATOM MyRegisterClass(HINSTANCE hInstance)
{
WNDCLASSEX wcex;

wcex.cbSize = sizeof(WNDCLASSEX);

wcex.style = CS_HREDRAW | CS_VREDRAW;
wcex.lpfnWndProc = (WNDPROC)WndProc;
wcex.cbClsExtra = 0;
wcex.cbWndExtra = 0;
wcex.hInstance = hInstance;
wcex.hIcon = LoadIcon(hInstance, (LPCTSTR)IDI_BITMAP);
wcex.hCursor = LoadCursor(NULL, IDC_ARROW);
wcex.hbrBackground = (HBRUSH)(COLOR_WINDOW+1);
wcex.lpszMenuName = (LPCSTR)IDC_BITMAP;
wcex.lpszClassName = szWindowClass;
wcex.hIconSm = LoadIcon(wcex.hInstance, (LPCTSTR)IDI_SMALL);

return RegisterClassEx(&wcex);
}

//
// FUNCTION: InitInstance(HANDLE, int)
//
// PURPOSE: Saves instance handle and creates main window
//
// COMMENTS:
//
// In this function, we save the instance handle in a global
// variable andcreate and display the main program window.
//
BOOL InitInstance(HINSTANCE hInstance, int nCmdShow)
{
HWND hWnd;

hInst = hInstance; // Store instance handle in our global variable

hWnd = CreateWindow(szWindowClass, szTitle, WS_OVERLAPPEDWINDOW,
CW_USEDEFAULT, 0, CW_USEDEFAULT, 0, NULL, NULL, hInstance, NULL);

if (!hWnd)
{
return FALSE;
}

strBmp.left=10;
strBmp.up = 10;

strBmp.hBmp = LoadBitmap(hInst,MAKEINTRESOURCE(IDB_BITMAP1));
if (strBmp.hBmp == 0) return FALSE;

ShowWindow(hWnd, nCmdShow);
UpdateWindow(hWnd);

return TRUE;
}

//
// FUNCTION: WndProc(HWND, unsigned, WORD, LONG)
//
// PURPOSE: Processes messages for the main window.
//
// WM_COMMAND - process the application menu
// WM_PAINT - Paint the main window
// WM_DESTROY - post a quit message and return
//
//
LRESULT CALLBACK WndProc(HWND hWnd, UINT message,
WPARAM wParam, LPARAM lParam)
{
int wmId, wmEvent;
PAINTSTRUCT ps;
HDC hdc;
int hor,ver;
HBITMAP temp_in;



switch (message)
{
case WM_COMMAND:
wmId = LOWORD(wParam);
wmEvent = HIWORD(wParam);
// Parse the menu selections:
switch (wmId)
{
case IDM_ABOUT:
DialogBox(hInst, (LPCTSTR)IDD_ABOUTBOX,
hWnd, (DLGPROC)About);
break;
case IDM_EXIT:
DestroyWindow(hWnd);
break;
default:
return DefWindowProc(hWnd, message, wParam, lParam);
}
break;
case WM_PAINT:
hdc = BeginPaint(hWnd, &ps);
hor = GetDeviceCaps(hdc, HORZRES);
ver = GetDeviceCaps(hdc, VERTRES);
if (FirstTime)
{


hFree_dc = CreateCompatibleDC(hdc);
hBmp_dc = CreateCompatibleDC(hdc);

common = CreateCompatibleBitmap(hdc,hor,ver);

temp_free = (HBITMAP)SelectObject(hFree_dc,common);

temp_bmp = (HBITMAP)SelectObject(hBmp_dc,strBmp.hBmp);

BitBlt(hFree_dc,0,0,hor,ver,hdc,0,0,SRCCOPY);
FirstTime=false;
}

hMain_dc = CreateCompatibleDC(hdc);

temp_in = CreateCompatibleBitmap(hdc,hor,ver);

temp_main = (HBITMAP)SelectObject(hMain_dc,temp_in);

BitBlt(hMain_dc,0,0,hor,ver,hFree_dc,0,0,SRCCOPY);
BitBlt(hMain_dc,strBmp.left,strBmp.up,47,47,
hBmp_dc,0,0,SRCCOPY);
BitBlt(hdc,0,0,hor,ver,hMain_dc,0,0,SRCCOPY);

SelectObject(hMain_dc,temp_main);
DeleteDC(hMain_dc);
DeleteObject(temp_in);

EndPaint(hWnd, &ps);
break;
case WM_MOUSEMOVE:

strBmp.left = LOWORD(lParam);
strBmp.up = HIWORD(lParam);
InvalidateRect(hWnd,NULL,FALSE);

break;
case WM_DESTROY:

SelectObject(hFree_dc,temp_free);
SelectObject(hBmp_dc,temp_bmp);
DeleteObject(common);
DeleteObject(strBmp.hBmp);
DeleteDC(hFree_dc);
DeleteDC(hBmp_dc);
PostQuitMessage(0);
break;
default:
return DefWindowProc(hWnd, message, wParam, lParam);
}
return 0;
}

// Mesage handler for about box.
LRESULT CALLBACK About(HWND hDlg, UINT message,
WPARAM wParam, LPARAM lParam)
{
switch (message)
{
case WM_INITDIALOG:
return TRUE;

case WM_COMMAND:
if (LOWORD(wParam) == IDOK || LOWORD(wParam) == IDCANCEL)
{
EndDialog(hDlg, LOWORD(wParam));
return TRUE;
}
break;
}
return FALSE;
}
В этой программке допущена одна маленькая неточность т.е. программа будет работать и валиться ничего не будет, но есть один неучтенный момент.

Найдите его сами и приведите методы решения.

Продолжение следует:

Автор: Гром
Information
  • Posted on 01.02.2010 00:38
  • Просмотры: 1546