Объектно-ориентированное программирование, классы в PHP - Web - Shelek
Мой путь к пониманию объектов шел слишком долго. Надо сказать, что закончился он чрезвычайно неожиданно - я прочел... мануал PHP 4. Где можно найти толковое описание, только не там, казалось бы... Правда, уже до этого я кое-что знал ("...объект, сочетающий в себе как совокупность данных, так и действий над ними." (с) Епанешников, "Программирование в среде Turbo Pascal 7.0"), но это уже детали.

Что же такое класс и объект. Сперва об объекте. Определение "...сочетающий в себе как совокупность данных, так и действий над ними" - вполне подходящее. Если говорить "приземленно", то объект в PHP - это переменная особого типа. В ней содержатся специально объявленные под-переменные и функции этого объекта (то, что объект содержит переменные и функции, в научной литературе называется инкапсуляцией). Функция is_object на эту переменную выдает true:

if (is_object($objectname)) {
do_something();
};

Обращение к под-переменной объекта производится следующим образом (название, конечно же неправильное, правильно "свойство объекта").

$objectname->property
print ($objectname->property);
//Вызов функции (метода) объекта:
$objectname->format_output($format);

Конечно же неудобно писать имя объекта и "стрелочку" ("->") перед нужной переменной, но это только поначалу. Зато потом можно сэкономить большой объем программного кода (и избежать лишней головной боли).

Теперь что такое класс. Класс - значит класс объектов. В PHP-скриптах описывается не объект. Сначала описывается класс объектов, и затем можно создавать сколько угодно объектов этого класса.

<?
class Public_Transport {
var $capacity = 0;
var $passengers = 0;
var $stop = array();
var $current_stop = 0;
var $vehicle = "unknown";

function say_stop () {
echo $this->stop[$this->current_stop];
if ($this->current_stop==sizeof($this->stop)-1)
echo ". Конечная.";
else
echo " следующая - ", $this->stop[$this->current_stop+1];
}

function stop () {
$this->passengers += intval(rand((-1*$this->passengers),100));
if ($this->passengers > $this->capacity) {
echo "Освобождаем двери!";
$this->passengers = $this->capacity;
};
}

function go () {
$this->current_stop++;
}
}
?>

ВНИМАНИЕ! Закрывающая скобка класса должна быть без точки с запятой (""), как и все описания функций внутри описания класса.

Программа, работающая с классом Общественный_Транспорт будет выглядеть так:

<?
$bus = new Public_Transport;
$bus->capacity = 200;
$bus->vehicle = "Лиаз-767";
$bus->stop = array ("Торговый центр", "Поликлиника", "Институт теплофизики",
"Вычислительный центр", "Институт ядерной физики", "Институт гидродинамики",
"Морской проспект", "Дом ученых", "ул. Жемчужная", "Цветной проезд");

while ($bus->current_stop < sizeof($bus->stop)) {
$bus->say_stop();
$bus->stop();
$bus->go();
};
?>

В этом примере запущен только один автобус, а можно и два, и три, и сколько угодно. Понятно, что это можно повторить и без помощи объектов, но это сложнее, и полученный код не так легко читается, как с объектами, тем более, когда "предметов" несколько.

Объект и его свойства являются обычными переменными. Например, можно работать с динамическими именами переменных:

<?
$a = "bukva a";
$b = "bukva b";
$c = "a";
echo $$c;
?>

Такой код выведет "bukva a". И то же самое можно делать с объектами и их свойствами:

<?
class someclass1 {
var $a = 1;
var $b = 2;
var $c = 3;
}

class someclass2 {
var $a = 4;
var $b = 5;
var $c = 6;
}

$d = new someclass1;
$e = new someclass2;

$f = "d";
$g = "c";

echo ${$f}->{$g};
?>

(такой код выдаст "3")

То же касается и динамических имен функций.

В руководстве по PHP4 написано подробнее о динамичесих именах переменных и изменяемых именах функций.

И на прощанье вот что. В начале года мне надо было написать скрипт для рассылки новостей и прайс-листов подписчикам. Зашел я на сайт PHP и заглянул в мануал по функции mail(), чтобы найти что-нибудь про аттачмент. В комментариях к функции я нашел то, что искал - класс для вложения файла в письмо. За восемь месяцев туда накидали много ссылок на такие классы, а в феврале он был единственный - CMailFile. Так вот, как они делают - делать не надо (я тогда в классах разбирался смутно, и просто вырезал функции, несколько упростив код). Процитирую заголовки функций:

class CMailFile {
var $subject;
var $addr_to;
var $text_body;
var $text_encoded;
var $mime_headers;
var $mime_boundary = "--==================_846811060==_";
var $smtp_headers;

function CMailFile($subject,$to,$from,$msg,$filename,
$mimetype = "application/octet-stream", $mime_filename = false) {
/* если функция имеет то же имя, что и класс, то это будет конструктор класса */

function attach_file($filename,$mimetype,$mime_filename) {
/* Вот это не понимаю! attach_file вызывается из функции CMailFile - зачем?
Только для красоты. А так - можно было этот кусок кода вставить прямо в главную
функцию, раз уж решено сделать единовременный вызов функции. Далее идут несколько
функций того же назначения и характера. */
function encode_file($sourcefile) {
function sendfile() {
function write_mimeheaders($filename, $mime_filename) {
function write_smtpheaders($addr_from) {

}

/* А вот пример использования класса. */

// usage - mimetype example "image/gif"
// $mailfile = new CMailFile($subject,$sendto,$replyto,$message,$filename,$mimetype);
// $mailfile->sendfile();

Зачем было оформлять это как класс - непонятно. Только для красоты и разделения функции на несколько штук. А вообще-то, если я захочу на ходу поменять адресата (например, для той же рассылки, когда я прохожу циклом по массиву адресов), надо снова вызывать функцию CMailFile, которая перекодирует файл снова, требуя определенных системных ресурсов.

Раз уж я начал ругать другого, покажу, как по моему мнению правильнее использовать ООП для рассылки писем. В следующем выпуске посвященном приемам ООП (а перед, думаю, ним будуд два других) я хочу привести пример использования класса для отправки почтовых сообщений, в том числе для рассылок. Карнивит усиливает похудение от Фитослим, воловичева похудела фото. . как собрать кубик рубик
Information
  • Posted on 27.04.2013 17:25
  • Просмотры: 2102